Классы и виды ткацких переплетений

Сложенные углом разноцветные ткани

Зачастую те, кто только начинает свой путь в мире шитья, обращают меньше внимания на разнообразие ткацких переплетений. Но оказавшись внутри этого увлекательного мира, вы обнаружите, что каждое ткацкое переплетение – это как отдельное искусство с собственными правилами и возможностями.

Итак, давайте углубимся в этот удивительный мир. Ткани, используемые в процессе шитья, производятся на специальных ткацких станках, где нити переплетаются в определенном порядке. Важно различать основные, или долевые нити, которые идут вдоль ткани, и уточные, или нити утка, которые пересекают основные перпендикулярно. Процесс переплетения нитей основы с нитями утка называется ткацким переплетением, а результат этого процесса — рисунок, который называется “раппортом”.

Удивительно, но вид переплета не только влияет на внешний вид лицевой и изнаночной сторон ткани, но также определяет множество ее характеристик, включая растяжимость, прочность, толщину и даже осыпаемость необработанных краев. Более того, он может влиять на выбор конкретного типа изделия, которое вы планируете создать из данной ткани. Даже для тех, кто не имеет профессионального опыта в шитье, знание основной классификации ткацких переплетений может оказаться весьма полезным.

Традиционно выделяют четыре основных класса ткацких переплетов, и каждый из них предоставляет уникальные возможности для воплощения ваших творческих идей.

Руки держат линейку тканей

Класс основные (простые, главные, гладкие) ткацкие переплетения

В этот класс входят несколько удивительных видов, каждый из которых создает свои уникальные текстурные эффекты. Давайте подробнее рассмотрим три из них: полотняное, саржевое и сатиновое ткацкие переплетения.

Полотняное переплетение

Это одно из самых базовых и универсальных способов создания тканей. В этой технике нити основы и уточные чередуются в шахматном порядке, что придает полотну однородность и матовую текстуру. Поверхность материала выглядит одинаково с обеих сторон.

Однако интересно, что если нити утка и основы имеют разную толщину, на поверхности материала могут образоваться рубчики, создавая так называемый репсовый рисунок. Это придает ткани дополнительную текстурную глубину.

Изображение полотняного переплетения

Полотняное переплетение чрезвычайно универсально и может быть использовано для создания тканей из различных видов сырья. Именно поэтому у него есть множество наименований, связанных с конкретными материалами, из которых изготавливаются ткани. Например, гарнитуровое (применяется в хлопковом производстве), полотняное (преимущественно для льна), суконное (для шерсти), тафтяное (для шелка), миткалевое и гроденаплевое.

Полотняное переплетение лежит в основе множества известных тканей, включая хлопковые, льняные, шелковые и шершавые, придавая им неповторимую структуру и качество.

Саржевое переплетение

В єтом варианте переплета нити утка и нити основы переплетаются не через каждую, а через три или более нити, создавая уникальный диагональный узор. Ткань, созданная этой техникой, отличается мелкими диагональными рубчиками, преимущественно направленными сверху вниз и слева направо. Саржа представляет собой разнообразный класс тканей, который принадлежит ко второму классу переплетений, и о нем мы подробно поговорим позже.

Текстильные материалы, произведенные с использованием саржевого переплета, характеризуются плотной структурой и небольшим весом. Они обладают выдающейся драпировкой и значительной эластичностью, особенно в направлении диагонали. Это важно учитывать при создании выразительных и комфортных предметов одежды.

Изображение саржевого ткацкого переплетения

Ассортимент тканей, созданных с использованием саржевого переплетения, весьма разнообразен. Среди них вы найдете такие известные и популярные виды, как шотландка, кашемир, габардин, деним, твид, твил, бумазея, шевиот, бостон, коверкот, колумбия, трико костюмное и многие другие. Каждая из этих тканей имеет свои уникальные свойства и оригинальный стиль.

Сатиновое и атласное переплетения

Сатиновое переплетение – это техника, при которой одна нить утка перекрывает 4 или более нити основы. Если лицевая сторона ткани формируется не уточными, а основными нитями, то мы имеем дело с атласным переплетением.

Ткани, созданные с использованием сатинового или атласного переплетов, отличаются невероятной гладкостью и ровной поверхностью с заметным блеском. Они обладают высокой мягкостью и эластичностью, при этом сохраняя прочность и износостойкость. Однако стоит отметить, что такие ткани, особенно шелковые, могут иметь повышенные скольжение и осыпаемость на срезах.

Ткацкие переплетения

Семейство сатиновых и атласных переплетений обширно и разнообразно, включая множество разновидностей и дизайнов. Они обеспечивают широкий выбор текстур и стилей, что делает их востребованными в мире текстиля. Среди тканей, произведенных с использованием этой техники, можно найти хлопчатобумажные сатины, льняные и шелковые материалы, такие как атлас, креп-сатин и многие другие.

Класс мелкоузорчатые переплетения

Второй значительный класс ткацких переплетов подразделяется на два важных подкласса: производные от простого переплетения (то есть первого класса, который мы рассмотрели ранее) и комбинированные. Эти варианты известны своей способностью создавать удивительные узоры и текстуры, делая каждую ткань уникальной и впечатляющей.

Первый подкласс, производный от простого переплетения, использует основные элементы этой техники, но добавляет к ним дополнительные нити, создавая сложные и красочные узоры. Эти переплеты предоставляют ткачам возможность играть с текстурой и дизайном, придавая тканям характер и структуру.

Рулоны тканей с мелкоузорчатым переплетенем

С другой стороны, комбинированные переплеты объединяют различные техники и классы переплетений, чтобы создать что-то уникальное. Это позволяет ткачам экспериментировать и воплощать в жизнь сложные и необычные идеи. Комбинированные вариации открывают двери для бесконечного разнообразия дизайнов и стилей.

Производные от простого переплетения

Представляют собой обширный спектр ткацких возможностей, которые могут привлечь внимание искусствоведов. Этот подкласс включает в себя разнообразные вариации трех основных простых переплетений: полотняного, саржевого и сатинового/атласного. Многообразие вариантов настолько велико, что их полное описание выходит за рамки данной статьи. Для более глубокого понимания предмета рекомендуется обратиться к специализированной литературе.

Ткань с мелкоузорчатым переплетением репс

Но мы все же предлагаем ознакомиться с несколькими интересными разновидностями.

  • Рогожка – вариация полотняного переплета, при которой две или более нити основы и утка переплетаются. Это создает более выразительный узор и плотную ткань.
  • Репсовое плетение – производное от полотняного переплетения. Репс может быть как основным, так и уточным. В первом случае волокна основы перекрывают не менее двух нитей утка, образуя продольный рубчик. Во втором случае уток накладываются на долевые нити, создавая поперечный рубчик.
  • Обратная саржа – характеризуется обратным направлением рубчика (снизу вверх и справа налево), созданным обратным саржевым переплетением.
  • Сложная (многополосная) саржа – в раппорте переплетения содержится две и более диагонали разной ширины, что позволяет создавать уникальные узоры.
  • Ломаная саржа (шеврон) – такие ткани часто называют “елочкой” из-за резких изменений направления диагонали, образующих угол.

Этот подкласс предоставляет бесконечные возможности для творческих исследований, и каждая из этих вариаций придает уникальный характер создаваемым тканям.

Комбинированные (составные) переплетения

Комбинированные переплеты, как подсказывает название, возникают при объединении минимум двух разных техник, создавая ткани с уникальными характеристиками и дизайнами.

Ткань с ажурным переплетением

В этой группе существует множество разнообразных вариаций, и мы рассмотрим несколько из них.

  • Креповые: Эти мелкоузорчатые комбинированные переплетения формируются из одиночных или групповых перекрытий основных или уточных нитей, разбросанных на поверхности так, что не существует определенного рисунка. Ткани, созданные с использованием креповых переплетов, имеют зернистую и шероховатую текстуру, не обладают эластичностью и не склонны к сыпучести на срезах.
  • Диагональные: Эти ткани характеризуются рельефными полосками, идущими по диагонали снизу слева вверх направо, подобно саржевому переплетению. Однако угол наклона больше (75-80°), создавая особый узор.
  • Рубчиковые: Переплетение с выступающими продольными рубчиками, по два на раппорт, что создает характерный рельефный рисунок.
  • Просвечивающие: Эти ткани разрабатываются на базе полотняного переплетения и его производных. Они образуют ажурный рисунок из ячеек, равномерно расположенных по поверхности ткани. Просвечивающие переплеты используются для создания блузочных и сорочечных тканей, а также канвы для вышивки.

Комбинированные переплетения позволяют ткачам экспериментировать и воплощать креативные идеи, создавая уникальные текстуры и узоры в текстильных изделиях. Этот разнообразный класс ткацких техник олицетворяет творчество и инновации в мире текстильного искусства.

Класс сложные переплетения

Отличается наличием трех или четырех систем нитей в ткацком процессе. Эти системы включают две для основы и одну или две для утка. Плотность получаемого полотна зависит от состава используемых волокон.

Красная рубашка из ткани пике

В этом классе выделяются несколько популярных видов сложных переплетений:

  • Двухлицевые: В таких тканях используются три системы нитей: две для основы и одна для утка (или наоборот). Это создает возможность производить материалы с различными орнаментами на лицевой и изнаночной сторонах. Текстиль с этими переплетами может быть удивительно разнообразным.
  • Двухслойные: Здесь применяются пять и более систем нитей или комбинация двух отдельных материалов, соединенных между собой одной из систем нитей. Такие ткани обладают различной лицевой и изнаночной поверхностью, что дает возможность создавать интересные контрасты в дизайне.
  • Пике: Это модификация полотняного переплетения, где петли полотна стягиваются с помощью дополнительной системы нитей, создавая высокорельефный орнамент.
  • Ворсовые: Здесь разрезной ворс на лицевой стороне создается с помощью трех систем нитей: одна система формирует ворс, а две другие используются для основы и утка, чаще всего с полотняным или саржевым переплетами.
  • Перевивочные (ажурные): Их особенностью являются ячейки, которые создаются из трех систем нитей: две для основы и одна для утка. Перевивочная основа обвивает обычную основу то с одной, то с другой стороны, создавая красивые рисунки и ажурные эффекты.

Класс сложных переплетений открывает перед ткачами безграничные возможности для экспериментов и творчества, позволяя создавать текстильные произведения искусства, которые поражают своей многогранностью и красотой.

Класс крупноузорчатые (жаккардовые) переплетения

Жаккардовые переплеты представляют собой особый класс, выполняемый на ткацких станках с использованием жаккардовой машины. Особенностью этого класса является исключительное многообразие рисунков, которые можно создать с её помощью. Здесь можно воплотить в жизнь орнаменты, цветочные композиции, пейзажи и множество других уникальных дизайнерских идей.

Раппорты некоторых крупноузорчатых переплетений по основе могут содержать несколько сотен нитей, и при этом раппорт может занимать всю ширину ткани! Это означает, что возможности для создания креативных и сложных рисунков ограничены лишь воображением.

Рулоны разноцветной ткани жаккард

Простые крупноузорчатые переплеты, которые используют одну основу и один уток, подходят для изготовления разнообразных тканей, таких как хлопчатобумажные, шелковые и шерстяные материалы для платьев, подкладочные ткани, камчатные полотна, салфетки, скатерти и многое другое.

Сложные жаккардовые переплетения могут быть двухлицевыми, двухслойными, ворсовыми и другими. Они формируют узоры на ткани из нескольких систем основных и уточных нитей, и подходят для создания материалов для платьев, костюмов, пальто, мебельных тканей и других декоративных полотен.

Цветы ромашки лежат на рулонах ткани

Выводы

  1. Мир текстильного ремесла богат разнообразием ткацких переплетений, каждое из которых имеет свои уникальные характеристики и возможности для творчества.
  2. Вид переплетения влияет не только на внешний вид ткани, но и на ее характеристики, такие как прочность, растяжимость и текстура. Правильный выбор техники может существенно повлиять на конечное изделие.
  3. Ткацкие переплетения делятся на несколько классов, включая простые, мелкоузорчатые, сложные и крупноузорчатые переплетения. Каждый класс имеет свои особенности и применения.
  4. Владение разными видами ткацких переплетов дает ткачам и дизайнерам огромные возможности для творчества и создания уникальных текстильных произведений искусства.
  5. Класс крупноузорчатых переплетений, выполняемых с использованием жаккардовой машины, предоставляет особенно широкие возможности для создания сложных и красочных рисунков на ткани.
  6. Изучение и практика в области ткацких переплетов требуют времени и усилий. Прочтение одной статьи недостаточно для достаточного понимания темы. Для профессионального применения материала на практике воспользуйтесь специализированной литературой и видеоматериалами.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Загрузка ...
TkaniNET.com