Жан-Поль Готье – имя, которое стало символом смелости и инноваций в мире моды. Этот выдающийся французский модельер, родившийся 24 апреля 1952 года в пригороде Парижа, Аркуэле. Его биография – это история о человеке, который не только создавал одежду, но и переписывал правила моды, внедряя новые стандарты красоты и стиля.
Готье начал свой путь в мире моды с самого детства. Росший в семье, где его матери и бабушка соревновались во внимании к детям, он впитывал страсть к моде и элегантности с молоком матери. Его увлечение началось с простого рисования, и он быстро обратил внимание на модные журналы и телевизионные шоу, которые подогревали его страсть к моде и красоте. Так началась его великая модная история.
Вклад Жан-Поля Готье в мир моды не ограничивается лишь созданием красивых нарядов. Он стал истинным революционером, внедряя нестандартные модели на подиумы, включая пожилых, татуированных, полных и трансгендерных моделей. Смелость и эксцентричность его дизайнов вызывали негодование общественности, но в то же время вдохновляли других дизайнеров.
Детство и юность
Детство будущего художника Жан-Поля Готье прошло в уютном парижском пригороде Аркуэл, где он часто проводил время у своей бабушки, которая с удовольствием поддерживала его интерес к миру моды. Вместо того чтобы активно учиться в школе, маленький Жан-Поль предпочитал проводить часы, рисуя. Дом его был наполнен модными журналами, которые привлекали его внимание к роскошным нарядам и стильным образам.
С самого раннего возраста Жан-Поль проявлял интерес к моде, увлекаясь просмотром различных ТВ-шоу, фильмов и изучением модных журналов. Он смотрел наряды с особым вниманием.
Особенно его завораживали передачи из парижского варьете и кабаре “Фоли-Бержер”.
Жан-Поль также проявлял свой талант в рисовании. Инспирированный увиденным, юноша начал воплощать свои идеи в жизнь, начиная с одежды для своего плюшевого медведя по имени Нана, которого он одевал в самые разные наряды, включая даже свадебное платье и костюм космонавта.
Благодаря поддержке родственников и своему рвению, Жан-Поль успешно развивал свои навыки в мире моды. Благодаря своей страсти и творческому таланту, Готье решился отправить свои работы и анкету в известные дома моды в поисках своего места в индустрии моды.
Однако настоящим венцом его начинаний стал ответ от самого Пьера Кардена, который пригласил Жана-Поля на работу личным ассистентом. Этот шаг открыл перед молодым дизайнером дорогу к светлому будущему в мире моды, и он отправился в Париж, чтобы завоевать сердца модников и профессионалов в индустрии.
Путь Готье в мире моды
В течение целого года с 1974 по 1975 год, Готье работал над созданием линии одежды под названием “Карден” специально для американского рынка в одном из отделений компании в Маниле.
В 1976 году Жан-Поль Готье основал свою собственную фирму, благодаря поддержке своих школьных друзей Франсиса Менюжа и Дональда Потара. Франсис Менюж занял пост директора в компании и оставался на этом посту до своей смерти в 1990 году, когда он ушел из жизни от СПИДа. После его ухода, Дональд Потар занял его место.
С самого начала своей карьеры в мире моды, Готье проявил свою индивидуальность и страсть к смешению различных материалов и стилей в своих работах. Однако, его первый показ прошел незамеченным, так как тот же день оказался занятым показом более известного дизайнера. Готье быстро учел свои ошибки и понял, что для него важна не только мода, но и публичное внимание. Он стал использовать скандалы и эпатажные приемы в своей работе, устраивая показы в необычных местах, таких как музей каруселей, трамвайное депо и бывшая тюрьма.
Он также изменил стандарты модельного бизнеса, представляя на своих показах моделей разных типов фигуры и возраста, демонстрируя, что его одежда актуальна для всех. Эти смелые шаги принесли ему прозвища “хулиган моды” и “enfant terrible” (несносный ребенок), а его стиль стал известен как “мусорный дизайн”, так как он часто использовал необычные материалы, такие как салфетки, батарейки и чайные ситечки, в своих работах. Эксперименты с различными материалами остались фирменной чертой стиля Готье и продолжают вдохновлять мир моды.
В 1978 году Жан-Поль Готье нашел щедрого спонсора, подписав контракт с японской фирмой “Кашияма”. В результате этого сотрудничества в 1980 году была выпущена его коллекция под названием “Джеймс Бонд”. Она стала важным моментом в его карьере, так как она принесла ему признание в мире высокой моды. Прозвище “хулигана моды” было закреплено за Готье окончательно в 1981 году после показа его следующей коллекции “Хай-тек”, в которой модели выходили на подиум в необычных нарядах, сделанных из мусорных ведер, консервных банок и даже аксессуаров из кошачьего корма или коробок.
Его следующая коллекция “Дадаизм”, выпущенная в 1983 году, также привлекла внимание мира моды, благодаря своей неконвенциональной и даже вульгарной эстетике, что принесло Готье славу авангардного дизайнера.
Пик успеха Жан-Поля Готье пришелся на 80-е и 90-е годы, когда цирк, эксцентричность и необычное отношение к моде были востребованы. В 1980 году Готье создал женское платье из пластиковых мусорных пакетов, продемонстрировав свою эксцентричность. В рамках мужской коллекции 1983 года он представил тельняшки, которые стали его фирменным стилем на долгие годы. Также в 1984 году он предложил мужчинам носить юбки, а для женщин изобрел корсет с конусообразными чашечками бюстгальтера.
В 1985 году продажи его собственного бренда, основанного всего за три года до этого, достигли $50 миллионов по всему миру.
В 1989 году Жан-Поль Готье получил несколько заказов на создание костюмов для фильмов, и его наряды можно было увидеть в таких кинолентах, как “Пятый элемент”, “Повар, вор, его жена и её любовник” и “Кика”. Затем, в 1993 году, был выпущен первый парфюм под брендом Готье.
С 1993 по 1994 годы были представлены три новые коллекции модельера: “Рабби-шик” (вдохновленная образом хасидского раввина), “Тату” (вызвавшая моду на татуировки, пирсинг и этнические украшения) и “Монголы”. В 1995 году свет увидела коллекция “Конец века”, посвященная завершающемуся столетию. Первая коллекция Готье от кутюр была представлена в 1997 году.
В 1999 году 35% акций компании Готье были приобретены модным домом Hermès. В это время дизайнер начал расширять свою деятельность, выпуская не только одежду для мужчин и женщин, но и ароматы, включая знаменитые Classique в флаконе в виде женского тела и Ultra Male в бутылке в виде мужского торса. С 2003 года по 2010 год Жан-Поль Готье оставался креативным директором дома Hermès, прежде чем решить вернуться к своим собственным проектам.
В 2020 году Жан-Поль Готье завершил свою карьеру и ушел на пенсию. Его последнее модное представление состоялось на Неделе высокой моды в Париже 23 января 2020 года. В настоящее время руководство его модным домом осуществляет дизайнер Гленн Мартенс.
С какими звездами работал дизайнер
Экстравагантный стиль Жан-Поля Готье сделал его идеальным дизайнером для звезд мировой сцены.
Одним из его наиболее провокационных созданий был корсет с острыми бюстгальтерами, который был спроектирован для Мадонны во время её мирового турне в 1990 году. Мадонна стала одним из самых постоянных клиентов Готье, и он создал для неё множество уникальных сценических нарядов. Жан-Поль признался, что был истинным поклонником Мадонны и даже несколько раз делал ей предложение, хотя было ясно, что она не собиралась выходить замуж за него. Это был способ выразить своё восхищение.
Он также работал над сценическими костюмами для таких знаменитостей, как Мэрилин Мэнсон, победители конкурса Евровидение 1998 и 2014 года – Дана Интернешнл и Кончита Вурст.
Готье создавал костюмы для фильмов и сотрудничал с режиссёрами, такими как Педро Альмодовар, Питер Гринуэй, Люк Бессон, Жан-Пьер Жёне и Марк Каро. Он также разрабатывал костюмы для хореографа Анжелена Прельжокажа, включая балет “Белоснежка”.
Его творчество охватывало также певицу Милен Фармер, включая её концертные туры в 2009 и 2013 годах. В 2011 году она завершила показ его коллекции “от-кутюр” в образе “невесты”, посвященной балету “Лебединое озеро” и фильму “Чёрный лебедь”.
Вклад в мир моды
Эксперименты всегда были важной составляющей творчества дизайнера Жана-Поля Готье. Он был настоящим революционером и мастером инноваций, размывая границы между мужской и женской модой. В 80-х годах он представил провокационную идею мужской юбки, превратив ее в повседневный элемент мужского гардероба.
Также в то время он внес корсетный стиль в мир моды и предложил использовать нижнее белье как часть образа, сочетая его с куртками, брюками и другими предметами одежды.
В то время, когда господствовала мода на “power suit” с объемными пиджаками и костюмами с выразительными плечами, Готье часто отправлял на подиум свои изысканные и сексуальные модели, которые включали атласное белье и чулки. Это вызывало негодование общественности, которая обвиняла его во вульгарности. Однако Готье видел и чувствовал то, что многие другие не могли понять.
Сегодня многие его идеи стали частью уличной моды и не вызывают удивления, став обыденным образом, который никого не шокирует.
Именно Жан-Поль Готье был первым, кто представил на модных подиумах нестандартные модели, включая пожилых людей, людей с татуировками, полных и трансгендерных моделей. Этот факт делает его не только революционером, но и визионером, особенно на фоне событий, происходящих в современной модной индустрии.
Еще одним из экспериментов дизайнера была простая французская тельняшка, которую он сделал популярной по всему миру. Сегодня этот предмет одежды считается классикой и базовой деталью гардероба.
Готье видел красоту в самых неожиданных местах, и его вдохновение часто черпалось из самых необычных источников, таких как сигареты, как это было в его коллекции 2018 года.
Парфюмерное производство
Жан-Поль Готье не ограничился только созданием одежды. Он заключил контракт с парижским подразделением японской компании Shiseido и в 1993 году представил свои первые женские духи под названием Le Classique, а через два года последовали мужские духи Le Male. Эти ароматы стали основой для множества коллекций и различных вариаций, но также в линейку бренда входили и уникальные парфюмы, такие как Ma Dame, Kokorico и туалетная вода Scandal.
Успех парфюмерии Gaultier был обусловлен не только качеством ароматов, но и оригинальным дизайном флаконов, которые часто имели форму женского торса, а крышки украшались изображениями женских ног, а иногда упаковки стилизовались под консервные банки.
Бутики Jean Paul Gaultier украшают города по всему миру, и весной 2005 года был открыт бутик этого французского модельера и в Москве.
Личная жизнь
Жан-Поль Готье является открытым геем и в течение долгого времени поддерживал отношения с Франсисом Менужем, который умер в 1990 году от СПИДа. Это была для модельера большая утрата. Он признался: “Сначала у меня было желание прекратить всё, чем я занимаюсь, но это чувство не продолжалось долго. В конечном итоге, моя марка — это наше с Франсисом общее детище, и я почувствовал, что обязан продолжать работать ради его памяти”.
Именно Франсис вдохновил Жан-Поля создать свою собственную фирму, и после его ухода модельер размышлял о возможности завершить свою карьеру в моде или даже разорвать свою компанию и работать с другими модными домами. Однако он понял, что такое решение не соответствовало бы желаниям его партнера в жизни и вернулся к своей работе.
После смерти Франсиса Готье остался один, и он продолжает активно поддерживать организации, борющиеся с СПИДом.
Как сейчас живет кутюрье?
Несмотря на заявление о своем уходе в 2020 году, Жан-Поль Готье по-прежнему является соучредителем компании Jean Paul Gaultier S.A. В настоящее время бренд выпускает широкий ассортимент продукции, включая одежду, обувь, аксессуары и парфюмерию. Кроме того, недавно стало известно, что будущее развитие бренда будет ориентировано на сотрудничество и коллаборации.
Еще когда Жан-Поль Готье объявил о завершении своей карьеры, он был уверен, что еще найдет способ связать себя с миром моды. С некоторым временем после своего прощального показа, он представил новую концепцию, которая позволяла другим дизайнерам придавать новую жизнь его творениям.
На самом деле, задумка передачи своего наследия была у Готье еще в 90-х годах. Одной из первых, кто взял на себя эту ответственность, была японская дизайнерка Титосэ Абэ, представившая коллекцию на осень-зиму 2021/2022, продолжая его творческое наследие. Затем эстафету перехватил Гленн Мартенс, который поработал над новыми интерпретациями модных хитов Жан-Поля из разных лет.
Под руководством самого Готье также была организована выставка “Кино и мода” в Мадриде, на которой была представлена коллекция из фотографий, постеров и одежды. Готье отметил в интервью, что через эту выставку он смог поделиться с публикой своими источниками вдохновения, которые лежали в основе его шедевров.
Выводы
Жан-Поль Готье останется легендой в мире моды. Его уникальное видение и смелость вносили революцию в индустрию haute couture, переписывая стандарты красоты и стиля. Его биография, начавшаяся в маленьком пригороде Парижа, свидетельствует о том, что истинная страсть и преданность могут привести к величайшим достижениям.
Факты о его карьере и творчестве говорят сами за себя: он создавал уникальные коллекции, внедрял нестандартные модели, демонстрировал смелость и эксцентричность в каждом своем шаге. Влияние Готье на мир моды невозможно переоценить, и его наследие продолжает жить в работе новых поколений дизайнеров.
Но не менее важным является и его вклад в признание и принятие разнообразия и инклюзивности в моде. Он не просто создавал модели для идеальных фигур, но и внедрял новые стандарты красоты, представляя на подиуме моделей всех возрастов, размеров и полов. Этот подход оказал глубокое воздействие на индустрию моды и продолжает вдохновлять на создание более инклюзивного и разнообразного мира моды.
Наконец, его личная жизнь, особенно отношения с Франсисом Менужем, подчеркивают его глубокое чувство преданности и страсть к творчеству. Он остается примером того, как истинная страсть и талант могут привести к созданию невероятных историй успеха.