Изучая историю моды, невозможно обойти стороной влияние легендарного Ива Сен-Лорана. Этот талантливый кутюрье не просто менял моду – он революционизировал ее, переосмыслив стандарты и избавившись от предрассудков, которые ограничивали его предшественников.
Ив Сен-Лоран, несмотря на роскошное происхождение, решил идти собственным путем, без полагания на семейные заслуги. Его жизненный путь стал вдохновляющим примером того, как страсть и талант могут преобразить индустрию моды и искусства.
Ив Сен-Лоран не просто создавал одежду; он создавал произведения искусства, воплощенные в каждом его шитье. Его коллекции, наполненные элегантностью и смелостью, стали иконами стиля и сместили грани между haute couture и уличной модой. Он дарил женщинам свободу и уверенность, подчеркивая их индивидуальность и красоту.
Наследие Ива Сен-Лорана продолжает вдохновлять дизайнеров и модных ценителей во всем мире. Его вклад в мировую моду невозможно переоценить, и он останется в истории как икона стиля, символ свободы самовыражения и воплощение модного искусства.
- Детство и юность
- Переезд в Париж и первые шаги в мире моды
- Работа в Dior: путь к знаковым коллекциям Ива Сен-Лорана
- Модный дом YSL: Революция в мире моды
- Завершение карьеры и прощальное дефиле Ива Сен-Лорана
- Личная жизнь
- Последние годы и смерть модельера
- Память
- Модный дом YSL сейчас
- Знаковые вещи Ива Сен-Лорана
- Выводы
Детство и юность
1 августа 1936 года в маленьком городе Оран в Алжире родился мальчик, который стал яркой иконой мира моды — Ив Сен-Лоран. Его родители, отец Шарль и мать Люсьен, подарили миру будущего дизайнера. Шарль работал страховым агентом, а Люсьен, оказавшаяся первой музой мальчика, вдохновляла его создавать первые эскизы платьев. Моменты, когда она готовилась к своим вечерним выходам, становились настоящими событиями, которые маленький Ив и его две сестры ждали с нетерпением.
Ив Сен-Лоран начал рисовать свои первые эскизы одежды уже в восьмилетнем возрасте. Ему всегда хотелось выразить свою любовь к моде и искусству. Когда ему было всего 11 лет, он впервые попал на театральные подмостки и полюбил магию сцены. В возрасте 14 лет Ив создавал домашние театральные постановки: рисовал эскизы и конструировал декорации, создавал маленьких кукол и одевал их в костюмы, сделанные из старых тряпок.
Удивительно то, что в семье Сен-Лоран не было стеснения перед старшими. Мама и сестры с удовольствием наблюдали за представлениями молодого Ива. Он смело выражал свои творческие идеи и страсть к моде. Неизгладимое впечатление на него произвел спектакль великого Луи Жуве “Школа жен”, для которого декорации и костюмы создал французский художник Кристиан Берар.
Позже Ив Сен-Лоран признался, что увиденная им одежда театральных актеров, выполненная руками Берара, открыла его глаза на то, что важно не только то, что надето, но и как это выражает душу женщины. В Алжире он окончил колледж и лицей, придавая особое внимание изучению французского и латинского языков. Его литературными кумирами были Андре Жид и Марсель Пруст, а в мире искусства он обожал работы Анри Матисса и Эдуарда Моне.
Переезд в Париж и первые шаги в мире моды
В Париже, столице моды и элегантности, 17-летний Ив Сен-Лоран начал живописать свои самые смелые мечты. Он вступил в учебное заведение Chambre Syndicale de la Haute Couture School, где молодой дизайнер начал учиться мастерству создания великолепных кутюрных образов. Но его внимательность к деталям и страсть к инновациям быстро заметили, и всего спустя год после переезда в Париж, он занял первое место на престижном конкурсе International Wool Secretariat. Впечатляющим свидетельством его таланта стало черное вечернее платье, которое он продемонстрировал перед жюри.
Однако, как гласит история, этот победный момент поделился с другим молодым дизайнером, 21-летним Карлом Лагерфельдом, который также был награжден главным призом за лучшее шерстяное пальто. Считается, что именно с этого момента началась взаимная неприязнь двух будущих титанов модной индустрии.
Но успех на конкурсе привлек внимание не только коллег, но и журналистов. Ив Сен-Лоран не остался незамеченным, и Мишель де Брюнофф, знакомство с которым случайно устроил для него Карл Лагерфельд, представил молодого дизайнера Кристиану Диору в 1955 году. [/info-box]Сен-Лоран оставил неизгладимое впечатление на великого кутюрье и быстро устроился на стажировку в его Дом моды. Это был началом долгой и яркой карьеры, которая изменила мир моды навсегда.
Работа в Dior: путь к знаковым коллекциям Ива Сен-Лорана
Вначале своей карьеры в Dior Сен-Лоран занимался разработкой аксессуаров и декорированием витрин. Однако его талант был столь очевиден, что маэстро Кристиан Диор сразу узнал в юноше гения и в 1957 году назначил его своим личным ассистентом. Вскоре эскизы, созданные под руководством Ива, нашли свое место в кутюрных коллекциях Dior. Под мудрым наставничеством Диора и при активном участии Сен-Лорана, молодой дизайнер стал стремительно развиваться, и его почерк стал всё более узнаваемым.
Слова Сен-Лорана о его учителе говорили сами за себя: “Диор очаровал меня. Я не мог говорить перед ним. Он научил меня основам моего искусства. Что бы ни случилось дальше, я никогда не забуду годы, проведенные рядом с ним”. Эти чувства были взаимными, и Кристиан Диор, не скрывая своего восхищения молодым талантом, делился его успехами с журналистами.
Однако смерть Диора внезапно потрясла мир моды. Сеньора ушел из жизни от сердечного приступа, и в возрасте 21 лет Ив Сен-Лоран был предложен на должность креативного директора Dior. Он согласился, но времени на подготовку своей первой коллекции было крайне мало. Молодой дизайнер отправился в свой родной город, где за пятнадцать дней создал около 600 образов для весенне-летней коллекции 1958 года.
Общественность ожидала, что Ив Сен-Лоран представит женственные наряды в характерном для Dior стиле, но он удивил всех, отказавшись от привычного плотного силуэта и представив трапециевидные формы. Этот ход приятно удивил привередливую парижскую публику, хотя многие инвесторы были несколько озадачены изменениями, так как новые модели предназначались в основном для молодых девушек.
Следующей значимой коллекцией была осенне-зимняя линия 1960 года, посвященная битникам. Ив Сен-Лоран продемонстрировал укороченные кожаные куртки с меховой отделкой и черные водолазки, заимствовав их идею в субкультуры. Он стал первым в мире моды, кто нашел вдохновение в этой непохожей на другие движения молодежной культуры. Однако несмотря на восторг среди молодых модниц, многие эксперты не поняли авторских решений.
По слухам, комиссариат проявил интерес к Иву Сен-Лорану, возможно, потому что многие влиятельные акционеры Dior хотели избавиться от эксцентричного дизайнера. Но увольнение было затруднительным из-за трудового договора. Вскоре он был отправлен в армию для участия в войне с Алжиром.
По некоторым данным, руководство Dior оставило Ива Сен-Лорана в неведении и пригласило Марка Боана на его место. Это резкое изменение событий серьезно повлияло на психологическое состояние дизайнера, и он даже попал в психиатрическую клинику, где к нему применяли электрошок и психотропные препараты. Трудно представить себе, какие испытания он пережил на пути к своим будущим вершинам в мире моды.
Модный дом YSL: Революция в мире моды
Ив Сен-Лоран и Пьер Берже оказались среди тех, кто не боялся идти в ногу со временем и смело воплощать свои мечты. В начале 1960-х годов, найдя поддержку в лице американского предпринимателя Мака Робинсона, они решили основать свой модный дом с непередаваемым логотипом YSL (Yves Saint Laurent).
Перед презентацией своей первой коллекции в конце января 1962 года, Париж гудел от слухов и спекуляций. Многие считали, что у Сен-Лорана не хватит средств для реализации его смелых замыслов. Однако когда модели вышли на подиум, мнения быстро изменились.
Новая линия одежды представила собой современные силуэты и стиль, который отражал дух времени. Даже такие известные личности, как Франсуаза Саган и баронесса Надин де Ротшильд, аплодировали новому дизайнерскому видению.
Однако не все элементы коллекции были восприняты одобрительно. Например, сочетание босоножек и тонких колготок вызвало смешанные чувства среди ценителей стиля и модных критиков, оставив некоторых в недоумении.
С течением времени Ив Сен-Лоран продолжал удивлять и вдохновлять своей творческой эксцентричностью. Его коллекция “Мондриан”, вдохновленная произведениями модернистов Казимира Малевича и Сержа Полякова, стала настоящей революцией в мире моды. Вместо простых принтов, он использовал вышивку и сшитые цветные куски ткани, что позволило создать неповторимые образы.
Осенью 1966 года YSL представил коллекцию “Смокинг”, которая полностью изменила представление о женской моде. Он внедрил элементы мужских костюмов в женский гардероб, делая их сексуальными и элегантными.
Следующей на подиум вышла коллекция “Liberation” в 1971 году, которая вызвала бурю страстей. Она была вдохновлена Паломой Пикассо и вызвала ассоциации с Второй мировой войной. Несмотря на негодование части общества, коллекция оставила незабываемый след в мире моды.
Кроме одежды, Сен-Лоран также создал линию косметики и парфюмерии. Его аромат “Опиум”, выпущенный в 1971 году, не только стал хитом продаж, но и вызвал огромное внимание благодаря провокационной рекламе.
Однако, несмотря на свои смелые эксперименты, Сен-Лоран всегда оставался верен своей волшебной дудочке для женщин. Его дизайн привлекал женщин всех возрастов, и его вклад в мир моды оставался несомненным.
Завершение карьеры и прощальное дефиле Ива Сен-Лорана
В 1990 году, на пике своей творческой карьеры, Ив Сен-Лоран представил коллекцию, которая стала грандиозным прощальным аккордом. Эта коллекция была посвящена всем тем деятелям искусства, которые вдохновляли его на протяжении всей его жизни. В ее числе были имена, которые оставили неизгладимый след в мире моды и искусства, такие как Кристиан Диор, Марсель Пруст, Катрин Денев, Мэрилин Монро и многие другие. Показ этой коллекции был не просто успешным, он был признан одним из лучших за последние годы. Аплодисменты не утихали на протяжении долгих 10 минут, а мир моды снова восхищался творчеством этого великого дизайнера.
Однако, к середине 2000-х годов, Сен-Лоран понял, что больше не в силах справляться с таким огромным объемом работы, как раньше. Он решил найти своего наследника, оставаясь при этом креативным директором Дома. Другим дизайнерам была передана ответственность за другие линии бренда.
В 2002 году, на пике своей славы, Ив Сен-Лоран объявил о завершении своей карьеры в мире моды. Он провел прощальное дефиле, собрав в центре Жоржа Помпиду огромное количество зрителей и поклонников. Эта масштабная ретроспектива его жизни была невероятно трогательной и эмоциональной. Судя по словам Кристиана Лакруа, большая часть присутствовавших не могла сдержать слез, но аплодисменты не умолкали ни на секунду.
Личная жизнь
Пьер Берже был близким другом, партнером по бизнесу и возлюбленным Ива Сен-Лорана. Они встречались в начале карьеры модельера, но в середине 1970-х годов отношения закончились. Несмотря на это, они сохранили дружбу и продолжили сотрудничество. Незадолго до смерти Сен-Лорана они заключили гражданский брак.
Сен-Лоран был влюблен в Жака де Башера, партнера Карла Лагерфельда. Жак был привлекательным молодым человеком из образованной семьи. Он около 12 лет состоял в отношениях с Лагерфельдом, но затем ушел к Сен-Лорану. Через несколько лет де Башер умер от СПИДа.
Нетрадиционная ориентация Сен-Лорана не мешала ему любить женщин. Он понимал их желания, мысли и чувства. Однако он не строил с ними близких отношений, предпочитая дружеское общение. Сен-Лоран дружил с Катрин Денёв, Паломой Пикассо, Лулу де ла Фалез и другими женщинами.
Ив Сен-Лоран был среднего роста, 175 см, и имел стройную фигуру с весом около 65 кг.
Последние годы и смерть модельера
Последние годы жизни великого модельера Ива Сен-Лорана прошли в его ультрамариновом особняке в Маракеше, Марокко. Этот дом стал для него убежищем и местом, где он провел свои последние моменты. К концу 80-х годов он, к сожалению, перестал активно заниматься бизнесом и модой, столкнувшись с серьезными проблемами со здоровьем, вызванными чрезмерным употреблением наркотиков и алкоголя. Сен-Лоран неоднократно пытался преодолеть свои зависимости и обращался за медицинской помощью.
В 1992 году его давний друг и любовник, Пьер Берже, объявил, что Сен-Лоран уходит из мира моды, но окончательно он отказался от всех дел только в 2002 году, спустя десять лет после этого заявления. Этот период ознаменовался также финансовыми трудностями для модного дома YSL.
Скончался Ив Сен-Лоран 1 июня 2008 года в Париже — городе, который принес ему всемирную известность. Причиной его смерти стала опухоль мозга, которую обнаружили врачи.
На прощание с великим кутюрье пришли тысячи его поклонников. Церемония прощания состоялась в церкви Сен-Рош в Париже. Согласно завещанию, тело Ива Сен-Лорана было кремировано, а его прах развеяли над виллой “Мажорель” в Марракеше. Это было местом, где дизайнер проводил много времени, наслаждаясь вечерами в саду, где его верный пес породы французский бульдог, Мужик III, был его постоянным спутником. Необычным было то, что за всю свою жизнь у Ива было пять собак этой породы, и все они носили одно и то же имя — Мужик. Собаки дизайнера были как две капли воды, а последний из них обладал особенно характерным суровым нравом, который проявлялся в осторожности перед незнакомцами и преданностью хозяину.
Память
Великий классик мировой моды, Ив Сен-Лоран, оставил невероятный след в искусстве и красоте, и его жизнь и творчество неоднократно становились объектом внимания кинематографистов. В 2010 году был выпущен фильм “Ив Сен-Лоран: Сумасшедшая любовь”, созданный франко-бельгийской командой под руководством Пьера Торретона. Этот фильм был ориентирован на личную жизнь мастера и даже получил приз International Critics’ Award (FIPRESCI) на международном кинофестивале в Торонто.
В 2014 году на экраны вышла биографическая драма Жалиля Леспера, где главную роль исполнил Пьер Нине. За свою выдающуюся работу, Пьер Нине был удостоен премии “Сезар”. Этот фильм был выбран для открытия раздела Panorama Special на 64-м Берлинском кинофестивале.
Также в 2014 году режиссер Бертран Бонелло представил фильм “Сен-Лоран. Стиль — это я”, в котором образ Ива Сен-Лорана ожил благодаря актеру Гаспару Ульелю. Интересно, что для создания костюмов в этом фильме художники пришлось использовать фотографии и хронику, так как модный дом YSL запретил доступ к документам и коллекциям дизайнера. Фильм получил множество наград, включая International Cinephile Society Cannes Awards и International Online Cinema Awards.
Параллельно выходу фильмов, Пьер Берже, соратник и партнер Ива Сен-Лорана, организовал два особенных события в память о дизайнере. Сначала была установлена мемориальная доска, представленная тогдашним мэром Парижа Бертраном Деланоэ, в бывшем доме дизайнера на улице Rue de Babylone, 55, где Ив прожил 38 лет. Затем именитые французские исполнители и музыканты, включая скрипача Рено Капюсона, собрались для концерта, чтобы почтить память Ива Сен-Лорана.
Режиссер Оливье Мейру также представил документальный фильм о последних годах жизни Ива, называемый “Величайший кутюрье”.
Премьера фильма состоялась на Beat Film Festival. Фильм несколько лет оставался под запретом показа на больших экранах из-за разногласий с Пьером Берже, который не одобрял его открытость и бескомпромиссность в представлении материала.
Модный дом YSL сейчас
Современный модный дом Yves Saint Laurent (YSL) претерпел немало изменений с момента своего создания. В 1999 году YSL перешел под крыло итальянского дома Gucci, открывая новую главу в своей истории. Тогда на посту главного дизайнера стал Том Форд, и он оставил неизгладимый след в мире моды, работая в компании до 2004 года.
После Тома Форда на посту креативного директора сменялись талантливые дизайнеры. Стефано Пилати взял штурмом эту позицию и проработал там некоторое время. Затем в 2011 году появился бельгиец Поль Денев, а в 2012 году – Эди Слиман, который даже дал линии новое название – Saint Laurent Paris, придавая бренду свежий взгляд и стиль.
В 2012 году модный дом порадовал своих поклонников новым ароматом под названием “Манифест”, который стали называть “манифестом женственности”. Этот аромат был встречен с восторгом, благодаря своей сложной композиции, начиная с нот зелени и заканчивая древесными аккордами.
В 2016 году на посту креативного директора снова произошла смена, и в модном доме появился Энтони Ваккарелло. Он принес в марку свежий взгляд и представил смелую и провокационную коллекцию для мужчин и женщин. Вещи YSL стали доступными не только богатым, благодаря демократичным ценам на некоторые изделия.
Знаковые вещи Ива Сен-Лорана
Ива Сен-Лоран, с его непревзойденным чувством стиля, создал множество знаковых предметов одежды, которые переписали правила моды и оставили неизгладимый след в индустрии. Вот некоторые из самых значимых предметов одежды, придуманных им:
- Пальто в стиле унисекс: Сен-Лоран создал пальто, вдохновленное бушлатом моряка, которое стало символом его стиля и открыло двери для унисекс моды.
- Женский смокинг: Сен-Лоран внес революцию в мир моды, представив женский смокинг в своей коллекции 1966 года, разрушив стереотипы и сделав его символом женской силы.
- Платье «Мондриан»: Дизайнер создал шесть платьев А-силуэта в стиле Пита Мондриана, используя разноцветные ткани и превратив искусство художника в модный элемент.
- Прозрачная блузка: Сен-Лоран создал блузки, которые вызывали недоумение своей провокацией, предлагая носить их напрямую на голое тело, подчеркивая красоту женственности.
- «Сафари»: Внедрение хаки, песочного цвета, леопардового принта и множество накладных карманов сделали коллекцию “Сафари” символом изящности и богатства 60-х годов.
Выводы
- Ив Сен-Лоран смог изменить восприятие моды и стиля, представив аудитории новые и провокационные идеи. Его творчество олицетворяет свободу самовыражения и бескомпромиссность в мире моды.
- Модельер черпал вдохновение из искусства, музыки и культуры, интегрируя эти элементы в свои коллекции. Он не просто создавал одежду, но и придавал ей глубокий смысл.
- Сен-Лоран изменил мир моды, представив унисекс элементы в женской одежде и создав женский смокинг, который стал символом силы и независимости женщин.
- Его творчество оставило нам множество знаковых предметов одежды, таких как пальто в стиле унисекс, платье «Мондриан», и прозрачные блузки. Эти элементы остаются актуальными и вдохновляют дизайнеров до сих пор.
- Личная жизнь Сен-Лорана, его отношения и дружба с Пьером Берже и другими партнерами также оказали глубокое воздействие на его творчество.
- Из творчества Ива Сен-Лорана мы можем извлечь урок о том, как быть смелым и провокационным в дизайне и выражении собственного стиля. Его работы показывают, что мода – это искусство самовыражения и изменения мира вокруг себя.
- Несмотря на уход Ива Сен-Лорана из мира моды, бренд Saint Laurent Paris продолжает его наследие под руководством разных талантливых дизайнеров. Это свидетельствует о том, что его влияние остается живым и актуальным.